Для педагогов

Самооценка и отметка

Что делать учителю, если кто-то из учеников считает, что он необъективно выводит отметки
развернуть

Иногда самооценка, выработанная у ребенка, не может быть приемлема в школе. Обычно такая самооценка складывается в результате ряда   воспитательных ошибок, допускаемых родителями. Это постоянное восхищение ребенком, почти полное отсутствие у него ограничений дома, когда взрослые мирятся со всеми его выходками. Это привычка к постоянному легкому успеху (когда родители, поручив что-то ребенку, затем фактически выполняют большую часть работы сами, а после начинают  неумеренно его хвалить). Это привычка фиксировать неприятные переживания и подробно обсуждать их, не стесняясь детей, которые легко это перенимают и т. д.

В любом таком случае ребенок приходит в школу, не готовый к сколь-нибудь правильной оценке своих успехов.

Неадекватно завышенная самооценка: до сих пор все, что ни делал ребенок, вызывало только одобрение, а учитель ставит тройки. Признаться себе, что он сам сделал что-то не так,  ребенок не может. Учительница первая начала выражать недовольство его работой – ну, значит, она и виновата. И вот по возвращении домой ребенок без тени сомнения заявляет: «Мне занижают отметки!». Что же   должен делать учитель, если кто-то из учеников считает, что он необъективно выводит отметки?

Прежде всего, не позволить одержать верх эмоциям. Любой учитель отдает ребятам много сил, труда, здоровья, и такие предположения учеников оказываются для него очень обидными. Вскипает желание на следующем уроке доказать себе и  ученику, что тот не заслуживает лучшей оценки. Удержаться от подобных эмоций – первая задача учителя в этом случае. Дальше надо разобраться в том, что привело ученика к такому убеждению. Бывает, что внимательный анализ убеждает учителя в собственной неправоте. Но если он отчетливо видит, что мнение ученика несправедливо, скорее всего, работу надо будет проводить по двум направлениям: с родителями и с учениками.

Работа с родителями: главное, не испортить дело с самого начала. Разговор с родителями требует особого такта, потому что они приходят в школу не столько выяснить недоразумение, сколько дать бой и защитить свое дитя от несправедливого учителя. Сначала надо «выпустить пар», снять установку на бой. Часто здесь помогает такой ход: начать разговор не с претензий, а с подчеркивания положительных сторон ученика, его успехов или потенциальных способностей и возможностей. Учитель, знающий своих учеников, всегда может найти, за что их похвалить (даже за что-то не связанное с учебными успехами: ребенок воспитанный, дисциплинированный, работоспособный; или энергичный, живой, подвижный, здоровый). Дальнейший разговор надо строить так, чтобы собеседник понимал, что вы стремитесь выяснить возникшее недоразумение, а не выиграть словесный поединок с ним.

Переходя к делу, разумно бывает начать разговор с разъяснения своих требований к ученикам, с выяснения того, за что ставится каждая конкретная отметка. Часто недоразумения возникают в связи с появлением «ножниц» в оценке работы ученика в школе и в семье. У родителей нет реальной возможности сравнивать работы своего ребенка с работами его товарищей по классу. Они видят, например, что он пишет сейчас заметно лучше, чем месяц назад и недоумевают, почему отметка осталась такой же. А учитель знает, что хотя прогресс у ученика  есть, он еще пишет гораздо хуже большинства одноклассников  и другой отметки пока не заслуживает. Вопрос об отметках лучше всего обсуждать на примере письменных работ. Обращение к ним позволяет многое сразу расставить по местам и снять несостоятельные претензии. Если же родители остались неудовлетворенными, то в большинстве случаев это связано с тем, что проблема несправедливых оценок выступила как поверхностная часть айсберга, а где-то внизу таится основное неблагополучие – чаще всего это нарушения в сфере учебной деятельности либо воспитание ребенка в семье в стиле «наследного принца». В этом случае предстоит большая работа с родителями, чтобы помочь им понять свои ошибки и сделать их союзниками в воспитательной работе. Для этого надо изучить положение дел в семье, стиль воспитания и место, которое занимает ребенок в ней.

Если родители солидарны с учителем, надо наметить с ними, как исправить воспитательные ошибки, если таковые допущены, и попросить поддержать позицию учителя, проводимую в классе.

Работа с учениками: не следует упрекать ученика, высказавшего мысль о занижении ему отметки, стыдить его перед товарищами, наказывать (если его поведение не выражено в грубой форме). Следует считаться с тем, что в классе, возможно, не он один придерживается такого мнения. Одиночке трудно укрепиться в такой позиции, одноклассники тут же поднимут его насмех или как-то одернут. В таком случае не надо бояться обнаружить перед ребятами, что вам известно о недовольстве класса выставленными отметками. Важнее втянуть их в размышления, почему учитель ставит подобные отметки, чем он руководствуется, а если надо, и в обсуждение этого. Очень полезно изложить в классе как можно подробнее свои критерии оценивания. Но при этом важно самому строго их придерживаться. Полезен бывает и краткий разбор каждого ответа или перечисление тех недостатков, за которые отметка снижена.

Но если учитель действительно занижает ученикам отметки? Почему это случается?

Нередко приходится сталкиваться с убеждениями учителя, что он, выставляя отметки, должен оценивать не данный конкретный ответ, а общий уровень знаний учащегося,  о котором у учителя уже сложилось определенное мнение («Конечно, Беляев отвечал сегодня на «4», но если бы я поставил ее, то пришлось бы выводить «4» в четверти, а больше, чем на «3» он не знает»).  Такое рассуждение в корне неправильно, хотя кажется довольно справедливым. Но отметка ставится именно за сегодняшний ответ ученика. Именно этот ответ, а не мнение учителя, является предметом оценивания. В противном случае опрос как таковой вообще не нужен. Кроме того, наше мнение и суждения о человеке всегда несколько консервативны. Они часто отстают от действительности, фиксируют ее с заметным опозданием. Как говорится, сначала человек работает на репутацию, а потом репутация начинает работать на человека.

У большинства ребят учеба протекает не как плавный процесс, а как ряд успехов, чередующихся с топтанием на месте. Освоение нового эффективного приема учения может дать неожиданный взлет. У ребенка внезапно просыпается интерес к предмету и т.д. Известно, что и умственное развитие тоже обычно идет скачками, а потому часто на наших глазах тугодум превращается в сообразительного парнишку. Все отмеченные положительные сдвиги очень важны и нуждаются в подкреплении, чтобы удержаться и укрепиться.

Не завышать, не занижать отметки, а выставлять их в соответствии с уровнем ответа – единственно правильная линия в поведении учителя. Ничто так не подрывает авторитет учителя в глазах ребят, как выставление разных отметок за одинаковые ответы. Итак, маневрирование отметкой – весьма скользкий путь.

Иногда снижение отметки используют как дисциплинарную меру: за подсказку, за пререкания, споры. Но перенесение своего эмоционального отношения с личности человека на уровень его знаний – педагогическая ошибка.

Конечно, учитель имеет право на ошибку, но это не означает права на систематические ошибки.

свернуть

Рекомендации для учителя:

1.  Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потеряв­шего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция  к  уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.

2.  Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объяс­ните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удоб­ное для этого время. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку по­чувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить   о родителе   и делайте это сами.

3.  Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся собрать лучших друзей  ребенка, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

4.  Покажите  ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого («Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла»). Покажите ему также, что можно улыбаться и смеяться.

5.  Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ним изменения в пове­дении ребенка, в его привычках.

Учитель должен со вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить по­здравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооружен­ный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной по­мощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, часто полез­ной оказывается и семейная терапия.

Как должны реагировать одноклассники на возвращение в школу ребенка, переживающего утрату?

Не следует избегать общения с одноклассником, потерявшим близкого человека  из боязни причинить ему боль, напомнив о его горе. Ведь еще тяжелее для него потерять в этот тяжелый период друзей, с которыми он мог бы поделиться своими переживаниями, оказаться один на один со своей бедой. Если ребенок сам затевает разговор о потерянном близком человеке, не нужно переводить разговор на другую тему, а лучше поддержать его. Но самому специально затевать такие разговоры не стоит. Общение должно остаться естественным, таким же, каким оно было раньше.

Школьников надо научить, как правильно выражать соболезнования ребенку. Ему может стать легче, когда он узнает, что его горе понято, и что он может поговорить об этом со своими друзьями. Можно начать разговор так: «Я знаю, что твой папа умер, и очень огорчен из-за этого. Я понимаю, что ты чувствуешь, что тебе тяжело. Я очень рад твоему  возвращению в школу. Хорошо, что ты снова с нами. Мы тебя ждали». Для ребенка, пережившего дома трагедию, важно знать, что он не одинок в своем горе, и что в школе все осталось по-прежнему, и тут все хорошо.

Не стоит пугаться или сильно обижаться, если у ребенка будут наблюдаться перепады настроения. Он может вдруг начать плакать, может стать очень тихим и послушным или, наоборот, раздражительным и обидчивым. Ему просто надо иметь возможность проявить, отреагировать свое горе и все отрицательные эмоции, которые накапливаются у него в душе. Он ведет себя необычно, т.к. сам еще до конца не понимает, что ему теперь делать, как себя вести дальше. В течение многих месяцев, даже всего первого года острые эмоциональные вспышки ребенка могут омрачать такие события, как Новый год, день рождения и другое праздники.  Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает.При желании можно всем классом написать ребенку открытку с соболезнованиями.

Одноклассникам могут проявлять заботу о ребенке. Знание того, что одноклассники заботятся о тебе, может помочь многим детям, переживающим горе.

свернуть

Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, Вы не только сможете предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
развернуть

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Мудрая пословица гласит: «Ешьте слона по частям».  Достижение краткосрочных целей – это тот промежуточный успех, который повышает степень самопринятия и помогает двигаться к большим долгосрочным целям.

2) Использование "тайм-аутов". Для психического и физического благополучия человека очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы для Вас увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с другими людьми, с работниками других систем. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому важно, чтобы педагоги в сложных ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если учитель делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

свернуть

Памятка для педагогов по организации профилактической деятельности в учреждении образования:

Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
развернуть

В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.

Действовать только тактично.

Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.

Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.

Не пытаться загнать учащегося в угол, поставить в затруднительное положение.

Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

Требуя что-то от учащихся, нельзя торговаться.

В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию учащихся.

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике правонарушений среди учащихся.

Система профилактики правонарушений и преступлений включает в себя следующие компоненты:
развернуть

1. Выявление учащихся «группы риска».

2. Диагностику структуры личности учащихся определение причин отклоняющегося поведения.

3. Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:

– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

– вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

– изменение условий семейного воспитания.

4. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.

Наиболее распространенными педагогическими ошибками и недочетами являются:

1. Незнание или слабое знание  особенностей учащегося, условий его жизни, семейного воспитания.

2. Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.

3. Неверие в духовные и физические возможности учащегося.

4. Неправильное отношение к учащимся.

5. Отсутствие должного контроля за учебой и поведением учащегося.

6. Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).

7. Злоупотребление прямыми назойливыми назиданиями.

8. Неуважение личности учащегося, его достоинства.

9. Грубое пренебрежительное отношение старших (педагогов, родителей) к учащемуся.

10. Несоблюдение преемственных связей в воспитании и перевоспитании учащихся.

 Педагог в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:

Индивидуальное беседы с учащимися.

Посещение учащихся на дому. Знакомство с условиями жизни.

Приглашение  родителей,   в  учреждение образования  с  целью  ознакомления  с успеваемостью, поведением учащегося.

Следить за чтением в библиотеке, рекомендовать для чтения специальную литературу.

Пропаганда законов работниками прокуратуры, милиции, ИДН (лекции, бесед, встречи, кинофильмы и др.),

 Приглашать   работников   милиции   для   бесед   с   учащимися (общие беседы, индивидуально с учащимися)

Вовлекать учащихся в общественную жизнь класса, учреждения образования. Дать постоянное поручение.

Помочь учащимся найти дело по душе: секция, факультатив и т.д.

В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета по профилактики для обсуждения успеваемости и поведения.

свернуть