Яндекс.Метрика

Родительский университет

 Изображение

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

     Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

         Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Что такое "родительский университет"

Что же такое «родительский университет»? 

Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.

Сегодня, понимая, что у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал. 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. 

Задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д. 

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования. 

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, памятки, рекомендации, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
свернуть

Положение о родительском университете

  1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в  учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5.   Работу  родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.  Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

 

2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

-       организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-       правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-       психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-       гражданское: о путях развития образования, школы.

-       консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

-       научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-       расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

-       организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

-       построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

-       трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-       взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, оформление уголка педагога-психолога (при возможности в каждом классе); привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

3.  Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе учреждений общего среднего образования ;

создается  на основании  приказа директора учреждения общего среднего образования и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся не менее одного раза в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

3.2. Координатор родительского университета:

  •   несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
  •   координирует деятельность родительского университета;
  •   осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
  •  подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
  •    ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
  •  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

 

3.4. Родительский университет может реализовываться на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно

планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.6. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.7. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.8.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

 

4. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

 

5. Документация

-       приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

-       Положение о родительском университете;

-       план работы на учебный год;

-       методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

 

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

свернуть

Цель и задачи Родительского университета ГУО «Средняя школа №35 г.Бреста»

План работы Родительского университета 

Цель Родительского университета –  повышение педагогической и психологической культуры законных представителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций законных представителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования законных представителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства законных представителей учащихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

свернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

Класс

Тема

Дата проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

I классы

 

 

Адаптация учащихся в I классе

28.09.2024г.

Лекция

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, классные руководители

Режим дня школьника

30.11.2024г.

Практикум

Классные руководители,

Минюк Л.И.

медицинский работник

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

25.01.2025г.

Круглый стол

Классные

Руководители

Положительные эмоции в жизни школьника

19.04.2025г.

Психологический тренинг

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, классные руководители

II классы

 

 

Как родители могут помочь ребенку учиться

26.10.2024г.

Семинар-практикум

Классные руководители

Главные правила здорового образа жизни

14.12.2024г.

Круглый стол

Классные руководители,

Минюк Л.И..,

медицинский работник

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

25.01.2025г.

Лекция

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, классные руководители

Трудовое воспитание детей в семье

24.05.2025г.

Дискуссия

Классные руководители

III классы

 

 

Значение школьной отметки в жизни ребенка

28.09.2024г.

Беседа

Классные руководители

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

21.12.2024г.

Лекция

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, классные руководители

Здоровая семья-здоровый ребенок

25.01.2025г.

Беседа

Классные руководители

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

26.04.2025г.

Лекция

Никулина М.И.,

педагог социальный, классные руководители

IV классы

 

 

Возрастные и психофизиологические особенности учащихся IV классов

19.10.2024г.

Лекция

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, классные руководители

Как научить своего ребенка жить в мире людей

30.11.2024г.

Круглый стол

Классные руководители

Никулина М.И., педагог социальный

Ребенок и компьютер

22.02.2025г.

Дискуссия

Классные руководители

Книги в жизни школьника

17.05.2025г.

Беседа

Классные руководители, библиотекарь

V классы

 

 

Адаптация ребенка в новом коллективе

21.09.2024г.

Семинар

Ринкевич Ю.С.,

педагог-психолог, классные руководители

Ребенок среди сверстников

23.11.2024г.

Круглый стол

Классные руководители,

Ринкевич Ю.С.,

педагог-психолог,

Никулина М.И.,

педагог социальный

Ваш ребенок вырос

15.02.2025г.

Лекция

Ринкевич Ю.С..,

педагог-психолог,

Минюк Л.И.,

медицинский работник

Меры наказания и поощрения в современной семье

17.05.2025г.

Дискуссия

Классные руководители,

Никулина М.И., педагог социальный

VI классы

 

 

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

28.09.2024г.

Лекция

Классные руководители

Профилактика проблемного поведения подростков

14.12.2024г.

Семинар

Ярошевич Н.В..,

педагог-психолог, классные руководители

Безопасность подростков в сети Интернет

22.03.2025г.

Круглый стол

Классные руководители,

инспектор ИДН

Деменчук А.А.., Синковец Н.И.

педагог социальный

Организация летнего отдыха подростков

24.05.2025г.

Лекция

Классные руководители,

инспектор ИДН

Деменчук А.А.

VII классы

 

 

Психологические и физиологические особенности семиклассников

14.09.2024г.

Лекция

Ярошевич Н.В.., педагог-психолог,

Минюк Л.И.,

медицинский работник,

классные руководители

Профилактика правонарушений подростков

19.10.2024г.

Круглый стол

Синковец Н.И.,

педагог социальный,

инспектор ИДН

Деменчук А.А.., классные руководители

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

18.01.2025г.

Тренинг

Ярошевич Н.В.,

педагог-психолог,

Синковец Н.И.,

педагог социальный, классные руководители

Как повысить учебную мотивацию подростков

26.04.2025г.

Семинар-практикум

Классные руководители

VIII классы

 

 

Жизненные цели подростков

07.09.2024г.

Лекция

Классные руководители

Как уберечь подростка от насилия

07.12.2024г.

Семинар

Синковец Н.И.,

педагог социальный,

Ярошевич Н.В..,

педагог-психолог

Осторожно: суицид.

29.03.2025г.

Семинар-практикум

Синковец Н.И.,

педагог социальный,

Ярошевич Н.В.,

педагог-психолог, классные руководители

Культура поведения в конфликтных ситуациях

10.05.2025г.

Круглый стол

Синковец Н.И.,

педагог социальный,

Ярошевич Н.В..,

педагог-психолог,  классные руководители

IX

классы

 

 

Портрет современного подростка

26.10.2024г.

Конференция

Классные руководители

Агрессия, ее причины и последствия

16.11.2024г.

Беседа

Синковец Н.И.,

педагог социальный,

Ярошевич Н.В.,

педагог-психолог, классные руководители

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

08.02.2025г.

Лекция

Синковец Н.И.,

педагог социальный,

Ярошевич Н.В.,

педагог-психолог,

классные руководители

Профессиональная ориентация девятиклассников.

Как помочь подростку выбрать профессию?

12.04.2025г.

Конференция

Ярошевич Н.В.,

педагог-психолог, классные руководители

 

X классы

 

 

Здоровье – это жизнь

21.09.2024г.

Беседа

Минюк Л.И.,

медицинский работник,

Синековец Н.И.,

педагог социальный, классные руководители

Первая любовь в жизни вашего ребенка

23.11.2024г.

Круглый стол

Классные руководители,

Ярошевич Н.В.,

педагог-психолог

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

22.02.2025г.

Беседа

Минюк Л.И.,

медицинский работник,

классные руководители

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

26.04.2025г.

Дискуссия

Классные руководители,

Ярошевич Н.В..,

педагог-психолог

XI классы

 

 

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

19.10.2024г.

Лекция

Ярошевич Н.В., педагог-психолог, классные руководители

Как уберечь ребенка от зависимостей?

14.12.2024г.

Беседа

Ярошевич Н.В..,

педагог-психолог,

Синковец Н.И.,

педагог социальный,

классные руководители,

инспектор ИДН

Деменчук А.А.

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

29.03.2025г.

Круглый стол

Классные руководители

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

12.04.2025г.

Мастер-класс

Классные руководители,

Ярошевич Н.В.., педагог-психолог

 

I-XI классы

Роль родителей в профессиональном самоопределении школьников

Июнь

Круглый стол

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, Ярошевич Н.В.., педагог-психолог, Никулина М.И., педагог социальный, Синковец Н.И.., педагог социальный

 

I-XI классы

Безопасность детей-забота родителей

Июль

Диспут

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, Ярошевич Н.В.., педагог-психолог, Никулина М.И., педагог социальный, Синковец Н.И.., педагог социальный

 

I-XI классы

Современные дети и гаджеты

Август

Круглый стол

Ринкевич Ю.С., педагог-психолог, Ярошевич Н.В.., педагог-психолог, Никулина М.И., педагог социальный, Синковец Н.И.., педагог социальный

 

Заместитель директора                                                   А.Е.Польская

по воспитательной работе

 

свернуть