Электронные средства обучения
Виртуальный читальный зал
Электронная библиотека
- Белорусская виртуальная библиотека: http://www.library.by
- Президентская библиотека Республики Беларусь: http://www.preslib.org.by
- Электронный каталог ГУ "Витебская областная библиотека им. В.И. Ленина" http://86.57.240.179/alis/StartEK/index.php
- Белорусские словари и энциклопедии on-line: http://slounik.org
- Мир энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru
- Большая советская энциклопедия: http://www.rubricon.com/bse_1.asp
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: https://megabook.ru/
- Универсальный справочник-энциклопедия All-In-One: http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm
- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех: http://slovari.gramota.ru/
- Русский биографический словарь: http://www.rulex.ru/
- Вавилон: современная русская литература: http://www.vavilon.ru
- Библиотека Максима Мошкова
- Национальная библиотека Республики Беларусь
- Библиотека имени К.Д. Ушинского
- НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь"
Электронные версии учебников можно скачать ЗДЕСЬ
Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.
- тестирующие системы,
- электронные тренажеры,
- виртуальные учебные лаборатории,
- информационно-справочные системы (учебные базы данных, электронные энциклопедии, справочники),
- дидактические компьютерные игры,
- инструментальные среды разработки,
- наборы мультимедийных ресурсов,
- автоматизированные обучающие системы,
- экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.
Кроме того, ЭСО могут быть комбинированными, состоящими из нескольких компонентов перечисленных основных типов.
Планируя урок с применением ИТ, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить для изучения данного материала.
При этом учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определять педагогическую цель применения ЭСО в учебном процессе;
- уточнять, где и когда он применяет ЭСО в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной информации;
- согласовывать выбранное ЭСО с другими средствами обучения, применяемыми на уроке;
- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.
Применение ЭСО должно определяться содержанием темы, материалами предыдущих и последующих уроков.
В рамках реализации государственных программ по информатизации Главным информационно-аналитическим центром разрабатываются электронные средства обучения.
В данном разделе можно познакомиться с перечнем ЭСО отраслевого фонда программных средств
ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса \»Компьютер. Образование. Интернет\» 2006-2011 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.
В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.
Использование электронных средств обучения в образовательном процессе
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
- обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
- компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
- компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
- автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
- автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
- мотивационный аспект — создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
- содержательный аспект — дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
- учебно-методический аспект — обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
- организационный аспект — могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
- контрольно-оценочный аспект — позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
- класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
- вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
- в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:
- обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;
- организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;
- деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;
- деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
- деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;
- организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
- предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
- расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
- расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
- формирование информационной культуры учащихся;
- повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.
Гигиенические требования к организации образовательного процесс.
При организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения (ЭСО) учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
- санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 \»Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы\»;
- постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 \»О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 \»Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы\».
- методическими рекомендациями \»Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)\», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. — 2006. — № 15.
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее — ПК) на протяжении урока.
Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:
- на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет — 10 минут; для учащихся (II-IV классов) — 15 минут; для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, — 20 минут;
- на уроках информатики: у учащихся VIII-IX классов — 25 минут; у учащихся IX — X классов — 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
- устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
- проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
- подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
- проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
- для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
- для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе — 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме — 30 минут; для детей, начиная с V класса на игровых занятиях в заданном темпе — 30 минут, смешанных занятиях — 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.