Яндекс.Метрика

Электронные средства обучения

Виртуальный читальный зал

Электронная библиотека

   Электронные версии учебников можно скачать ЗДЕСЬ

свернуть

Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.

ЭСО могут быть следующих основных типов:
  • тестирующие системы,
  • электронные тренажеры,
  • виртуальные учебные лаборатории,
  • информационно-справочные системы (учебные базы данных, электронные энциклопедии, справочники),
  • дидактические компьютерные игры,
  • инструментальные среды разработки,
  • наборы мультимедийных ресурсов,
  • автоматизированные обучающие системы,
  • экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.

Кроме того, ЭСО могут быть комбинированными, состоящими из нескольких компонентов перечисленных основных типов.

Планируя урок с применением ИТ, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить для изучения данного материала.

При этом учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения ЭСО в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда он применяет ЭСО в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной информации;
  • согласовывать выбранное ЭСО с другими средствами обучения, применяемыми на уроке;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.

Применение ЭСО должно определяться содержанием темы, материалами предыдущих и последующих уроков.

В рамках реализации государственных программ по информатизации Главным информационно-аналитическим центром разрабатываются электронные средства обучения.

В данном разделе можно познакомиться с перечнем ЭСО отраслевого фонда программных средств

ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса \»Компьютер. Образование. Интернет\» 2006-2011 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.

В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.

Использование электронных средств обучения в образовательном процессе

Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:

  • обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
  • компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
  • компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
  • автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
  • автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.

Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:

  • мотивационный аспект — создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
  • содержательный аспект — дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
  • учебно-методический аспект — обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
  • организационный аспект — могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
  • контрольно-оценочный аспект — позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.

Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.

Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.

Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

  • класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
  • вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
  • в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:

  1. обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;
  2. организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;
  3. деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;
  4. деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
  5. деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;
  6. организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
  7. соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:

  • индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
  • предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
  • расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
  • расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
  • формирование информационной культуры учащихся;
  • повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.

Гигиенические требования к организации образовательного процесс.

При организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения (ЭСО) учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:

  • санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 \»Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы\»;
  • постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 \»О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 \»Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы\».
  • методическими рекомендациями \»Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)\», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. — 2006. — № 15.

При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее — ПК) на протяжении урока.

Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:

  • на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет — 10 минут; для учащихся (II-IV классов) — 15 минут; для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, — 20 минут;
  • на уроках информатики: у учащихся VIII-IX классов — 25 минут; у учащихся IX — X классов — 40 минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

  • устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
  • проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
  • подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
  • проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
  • для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
  • для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.

Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе — 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме — 30 минут; для детей, начиная с V класса на игровых занятиях в заданном темпе — 30 минут, смешанных занятиях — 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

свернуть