Социально-педагогическая и психологическая служба – структурное подразделение школы, работа которой осуществляется на основе типового положения о социальных службах и действующего Устава данного образовательного заведения.
Основными функциями cоциально-педагогической и психологической службы являются следующие:
- Диагностическая.
- Консультативная.
- Организационная.
- Просветительская.
- Коррекционная.
- Методическая.
Главная цель социально-педагогической и психологической службы школы: создание оптимальных условий для становления, развития, самоопределения, самореализации личности учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы.
Из целей и основных функций вытекают следующие задачи социально-педагогической и психологической службы школы:
- Содействие оптимизации образовательно-воспитательного процесса через диагностику проблем, связанных с его организацией, и коррекцию планов, программ учебной и воспитательной работы.
- Выявление по запросам педагогов, родителей, учащихся интересов, способностей, склонностей детей, что дает возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении и воспитании.
- Обследование детей с целью определения их готовности к школе.
- Разработка вместе с педагогами рекомендации для родителей по подготовке к школе и освоению учебной программы детьми.
- Осуществление психолого-педагогической профилактики и коррекции нарушений межличностных отношений детей со взрослыми, сверстниками и других негативных явлений в интеллектуальном личностном развитии и поведении учащихся.
- Организация индивидуального и группового консультирования по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самообразования, самовоспитания, взаимоотношений с окружающими.
- Проведение профориентационной работы.
- Организация и проведение работы по психологическому и социально-педагогическому просвещению учащихся, родителей, учителей через лектории, спецкурсы, семинары, консультации и т.д.
- Оказание социальной поддержки и защиты личных прав и интересов учащихся, всех членов коллектива школы.
- Координация усилий и действий учащихся, учителей, родителей в организациях совместной общественно-полезной, культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной и других видов социально-значимой деятельности.
Педагог-психолог и педагог социальный:
- заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей психологически комфортной сферы. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определяет лиц нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций;
- ведет просветительскую работу среди детей, родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов. Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата; в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений;
- осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию первой помощи в экстремальных ситуациях. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах;
- проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении школьников с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов;
- занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, школьников, новых методиках диагностики. Разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров;
- взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов;
- отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы социальных педагогов в соответствии с установленными формами.
Социально-педагогическая и психологическая служба.
Основной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы является содействие созданию условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников учреждения образования в семье и социальном окружении.
Служба работает по следующим направлениям:
- Диагностико-консультативное:
- мониторинг качества обучения;
- мониторинг воспитанности учащихся;
- мониторинг здоровья учащихся и педагогов;
- психологический анализ семейного воспитания.
- Коррекционно-развивающее:
- тренинги, психологические игры, семинары;
- осуществляется коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы учащихся;
- коррекция детско-родительских отношений.
- Факультативная работа с учащимися:
- "Профессия моей мечты"
- Психолого-просветительское:
- проведение тематических недель: “Неделя коррекции детско-родительских отношений”, “Неделя формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек”, "Месяц профориентации", "Месяц правовых знаний";
- психолого-педагогические консилиумы;
- заседания Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- родительские собрания, лектории, консультации;
- встречи с работниками медицинских учреждений, прокуратуры, ИДН и т.д.
Служба содействует обеспечению защиты прав и законных интересов учащихся, оказывает комплексную помощь учащимся и семьям, находящимся в социально-опасном положении и признанным нуждающимися в госзащите, а также осуществляет сопровождение ребенка и семьи в кризисных ситуациях.