Для родителей

Рекомендации психолога для родителей

Тревожные дети

§ Необходимо понять и принять тревогу ребенка: он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребенка. Разбирайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Научите делать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» - приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей и т.д. Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы вам не представляются серьезными, признайте право ребенка сильно переживать из-за них: «Да, это действительно неприятно. Это, правда, очень обидно…» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны.

§ Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

§ Если ребенок пропустил из-за болезни занятия в школе и боится идти туда, попробуйте сделать его возвращение постепенным. Например, можно прийти с выздоровевшим ребенком на «продленку», якобы узнать домашнее задание, постараться сделать так, чтобы, пока он болеет, ему звонили одноклассники и он сам звонил им; самим зайти в школу, узнать новости о жизни класса и подробно рассказать обо всем ребенку, передав привет от ребят и учителей. Если ребенок посещает какой-нибудь кружок, выход «в люди» после болезни лучше начать с него.

§ В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это: шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается справиться с чем-то.

§ Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Например, спросите его: «Чего боятся солдатики (или куклы)? А как им помочь преодолеть страх?»

§ Заранее готовьте тревожного ребенка к переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждет.

§ Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке очень многое зависит.

§ Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени. «Сперва боялся, но потом было так и так и удалось сделать то-то и то-то».

§ Старайтесь в любой ситуации искать плюсы по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной работе – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и  больше их не сделаешь. Объясните ребенку, что сами когда-то только начинали рисовать, кататься на велосипеде и т.д., да и сейчас у вас не все сразу получается. Людям редко удается избежать ошибок и неудач в новом деле. Ребенок должен быть уверен, что родители верят в его успех, что, в конце концов, у него получится.

§ Ребенку важно научится ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.

§ Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к себе. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.

§ Если ребенок напряжен, предложите ему упражнения для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. Например, на приеме у зубного можно думать о том, что будет, когда процедуры закончатся: пойдешь домой, купишь мороженого, и все будет позади.

§ Преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни в отношении малышей, ни дошкольников, ни младших школьников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому, заметив, что ребенок выполнил одно задание, погладьте его по голове и скажите: «Отдохни немного, а потом работай дальше».

§ Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что «все будет хорошо».

Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог уверенности и адекватной самооценки.

свернуть

Рекомендации педагога-психолога родителям пятиклассников по адаптации к обучению в среднем звене.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
развернуть

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

свернуть

Советы педагога-психолога родителям первоклассников.

  1. Интересуйтесь школьными событиями своего ребёнка ежедневно. Знания  детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке чтения?», «Что весёлого было на уроке физкультуре?», «Чем вас сегодня кормили?», «С кем ты подружился в классе?» и тд.
  2. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований очень трудна.
  3. Учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по- разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе  может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
  4. Ребёнок  не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь  не выработать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха- плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  5. Помните: для ребёнка что- то не  уметь и что-то не знать- это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.
  6. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте  одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту- девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
  7. Помните: ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда- то учились вы. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учёбу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
  8. Живите во имя своего ребёнка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
  9. Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребёнка, верьте в учителя.
свернуть

ДЕПРЕССИЯ У ДЕТЕЙ

Депрессия у детей, достаточно распространенное явление — результат стресса. Протекает она так же, как и у взрослых, часто маскируясь такими симптомами как нарушение поведения, гиперактивность, неуспеваемость в школе, колебания артериального давления, различные соматические симптомы.
развернуть

Выделяют 10 симптомов детского стресса, которые могут перерасти в депрессию:

1.      Чувство собственной никчемности или вины.    Ребенок чувствует, что не нужен семье и друзьям или же у него возникает стойкое впечатление, что «он затеряйся в толпе». Начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. На вопросы отвечает стеснительно и односложно.

2.      Проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.

Ребенок часто забывает, о чем говорил несколько минут назад. Теряет нить беседы, как будто ему совсем неинтересен разговор. Трудно собирается с мыслями, школьный материал «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

3.       Чрезмерная усталость и нарушения сна.

Постоянно чувствует себя уставшим, и, тем не менее, ему трудно заснуть. А утром - не поднять. «Сознательное» просыпание первого урока - один из самых частых видов протеста против школы.

4.       Боязнь тишины и/или шума.

Ребенку неприятно, когда его окружает тишина, поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает громко музыку: или телевизор. Однако может быть противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков.

5.      Нарушение аппетита.

Теряет интерес к пище, ест с уговорами даже прежде любимые блюда, или ест много, все без разбора.

6.      Раздражительность, вспыльчивость и arpeссивность

У ребенка снижается самоконтроль. В любой момент по самому незначительному поводу он может выйти из себя, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречаются в штыки.

  1. Бурная деятельность и/или пассивность.

Развивается лихорадочная активность: ребенок ерзает, все время что-то перекладывает или теребит. На месте не сидит ни минуты. "Движение ради движения".Нередко испытывая внутреннее беспокойство, в подростковом возрасте ребенок с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключиться. Но стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок упорно уклоняется от домашних дел и занят какими- то бесцельными вещами.

  1. Колебания настроения.

Периоды подъема легко сменяются злобным или плаксивым настроем. И так может быть по нескольку раз за день.

  1. Отсутствие или чрезмерное внимание к внешности.

Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или до абсурда долго вертится перед зеркалом, по десять раз переодевается перед походом даже в магазин, садится на жесткую диету, чтобы только сбросить вес (опасность развития анорексии), - это тоже может быть вызвано стрессом.

  1. Замкнутость и нежелание общаться. Суицидальные мысли или попытки.

Пропадает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает раздражение. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку, часто просит сказать, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.

Как смягчить стресс у детей?

  • Подъем и зарядка.

Приучать ребенка к раннему утреннему подъему нужно постепенно. Как впрочем и к утренней зарядке, которую нужно делать вместе с ребенком - больше пользы и вам и ему! Постепенное приучение к новому ритму жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки способствуют укреплению нервной системы.

  • Завтрак и сборы.

Собираться нужно с вечера. Только не берите эту обязанность полностью на себя - это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но собираться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку.

Необходимо в обязательном порядке утром - это завтрак. Утренняя еда должна быть сытной и сбалансированной. Кроме всего прочего завтрак должен быть не только вкусным, но и полезным.

  • Еда с собой.

Давать ребенку с собой фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой. Это важно - обезвоживание опаснее для организма, чем даже голод. Кроме того, оно влияет на интенсивность мыслительного процесса.

  • Возвращение из школы.

Обед, если ребенок не ест в школе, должен обязательно включать суп. При этом насильно заставлять ребенка есть второе не стоит. Отложите еду на полдник.

Если ночного сна было недостаточно, то ребенок может поспать и днем, только недолго. После обеда можно также погулять - ребенку нужен свежий воздух и физическая активность. А вот сразу же садиться за уроки не стоит - организму нужен отдых. Оптимальное время для выполнения домашнего задания - с 16.00 до 17.00.

  • Помощь родителей.

Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него.

Следите за тем, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков.

Учеба - важно, но близкие отношения с ребенком важнее.

  • Сладких снов.

Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10,5 часов в сутки, а подросткам - не менее 8-9 часов. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности.

Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в том числе и компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну - ритуал, который может включать прогулку, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а также обязательные гигиенические процедуры.

Старайтесь не ругать ребенка за оплошности в учебе. Убеждение, разъяснение сработают гораздо эффективнее.

Оптимизм и юмор — это тоже союзники в помощи ученику.

Кризисы развития неизбежны и через них проходят все люди в определенные периоды жизни, но все когда-нибудь заканчивается, и кризисы тоже.

свернуть